Транспортный коридор «Север–Юг»: как развивается, преимущества МТК
О компании
О нас
Галерея
Статьи
30.09.2023

Как развивается транспортный коридор «Север – Юг»

В настоящее время санкции со стороны стран Европы вынудили открывать и развивать новые логистические направления. Одним из таких направлений стал Международный транспортный коридор «Север – Юг», ориентированный на страны Азии и Ближнего Востока. Это несколько маршрутов, которые поддерживают торговые связи с регионами Закавказья и Каспия. В перспективе коридор может развиться до Персидского залива, Индии и Пакистана.

Ключевыми являются три маршрута МТК:

  • западный (Дагестан, Северная Осетия);
  • транскаспийский (порты Астрахани, Махачкалы с отправление грузов в Среднюю Азию);
  • восточный (республика Казахстан, Туркменистан).

Транскаспийский маршрут использует речной и морской транспорт – через Волгу и Каспийское море, западный и восточный – автомобильный и железнодорожный. Главные грузы, идущие на экспорт, это лес и зерно. Импорт, приходящий по маршрутам, преимущественно состоит из строительных материалов и растительных продуктов.

Преимущества МТК

Главный плюс развития МТК «Север – Юг» – это единые стандарты железных дорог (одинаковая колея). Также к преимуществам можно отнести короткие расстояния и, конечно же, неприсоединение к санкциям. В дальнейшем грузовая база может дополнительно вырасти из-за новой ориентации транспортных потоков. По оценкам Правительства РФ, грузы в Индию, Пакистан и страны Персидского залива могут доставляться за 18–30 суток. Для сравнения, через Суэцкий канал грузоперевозки продолжаются до 45 дней. Планируется увеличить загрузку до 17,6 млн тонн (оценка на 2023 год), до 27,7 млн тонн – в 2025 году, а еще через пять лет – до 41,2 млн тонн.

Программа развития МТК прописана до конца 2023 года. Совершенствование коридора «Север – Юг» коснется обновления инфраструктуры всех видов транспорта, пропускных пунктов, складов, логистических центров. Также планируется усовершенствовать оформление документов.

Оптимистичные мысли по поводу развития МТК высказывались еще в мае 2023 года на форуме «Россия – Исламский мир», проходившем в Казани. Отмечалось, что МТК «Север – Юг» на данный момент является крупным геополитическим и геоэкономическим проектом десятилетия.

Планы по модернизации дорог

В состав МТК входит несколько крупных федеральных трасс, протянутых от границы с Финляндией до границы с Азербайджаном. На пути следования расположены крупные логистические пункты в городах-миллионниках и центрах регионов. В состав МТК входят:

  • А-181 «Скандинавия»,
  • А-118 «Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербург» (КАД),
  • М-11 «Нева»,
  • А-113 «Центральная кольцевая автомобильная дорога» (ЦКАД),
  • М-4 «Дон»,
  • Р-22 «Каспий»,
  • А-147 «Джубга – Сочи – граница с Республикой Абхазия»,
  • Р-215 «Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала»,
  • Р-217 «Кавказ».

Уже сейчас проводятся активные ремонтные работы, реконструируются отдельные участки дорог, строятся объездные маршруты в Астрахани, Махачкале, Хасавюрте и Дербенте. Новый объездной маршрут вблизи Астрахани поможет сократить путь через Волгу в два раза и освободить улицы города от транзитных грузовиков. Участок трассы будет примыкать к трассам Р-22 «Каспий» и «Астрахань – Красный Яр – граница Республики Казахстан». Протяженность дороги – 12,6 км, предусмотрено 4 полосы движения. Также будут построены транспортные развязки и новый мост через Волгу.

В Дагестане объездные пути также сократят нагрузку на федеральные трассы. Будет оптимизировано соединение разных федеральных трасс, сокращено присутствие транзитных грузовиков в городах. На финансирование строительства новых транспортных развязок уже предусмотрено выделение 7,8 миллиардов рублей на территорию Дагестана и 1,9 миллиардов – на территорию Астраханской области. Утвержден пятилетний план и дорожная карта по ремонтным работам.

Что ждет МТК «Север – Юг»

Проект развития МТК на данный момент является приоритетом, который позволит стабильно функционировать и развиваться экономике, осуществлять стабильный экспорт ресурсов и импорт необходимых товаров из-за рубежа. Чем активнее будет развиваться коридор, тем выше будет рост товарооборота. Время доставки будет снижаться, крупные города освобождаться от тяжелого транспорта. С уменьшением времени доставки снизятся и логистические издержки. Автомобильные грузоперевозки рискуют стать одним из привлекательных способов доставки.

Реализация проектов по модернизации транспортных коридоров окажет существенное влияние на экономическое и социальное развитие северокавказского региона, в частности республики Дагестан. Это позволит создавать большое количество новых рабочих мест, значительно улучшит экологическую обстановку в городах.