Грузоотправитель обязан предоставить груз для транспортировки в полном соответствии с требованиями к подготовке грузов к перевозке. В число требований входят стандарты, касающиеся типов грузов, их размеров, видов упаковки. В процесс подготовки входит несколько важных этапов: затаривание, обеспечение защиты от повреждений, утраты, порчи, а также от загрязнений в процессе транспортировки самого груза и транспортного средства или дорожного полотна. Обязанность грузоотправителя по осуществлению транспортной подготовки груза регламентируется ст. 18 УЖТ. Для начала нужно выбрать вид транспорта и транспортное средство, которое будет проводить перевозку. Условия транспортировки по дорогам общего пользования и железнодорожным линиям отличаются, отличными будут и требования к габаритам и креплению грузовых отправлений.
Порядок подготовки груза
Подготовка включает в себя упаковку, взвешивание, маркировку, погрузку, закрепление, финальный осмотр.
Упаковка должна соответствовать характеристикам и габаритам груза. По этой причине груз пересчитывается, обмеряется и взвешивается.
Взвешивание может проводиться стандартным способом – с использованием весового оборудования, расчетным способом – при подготовке сыпучих грузов, или по установленным нормам – без физического взвешивания. Такой вариант используют при перевозке леса или животных. Взвешивание напрямую влияет на стоимость грузоперевозок. Допускаются возможные отклонения в работе весового оборудования: 0,5 % для овощей, 0,1 % для зерна. Весовое оборудование должно проходить регулярный метрологический контроль. Поверка производится 1 раз в полгода с последующим клеймением оборудования.
При размещении и креплении груза учитываются его габариты, а также габариты транспортного средства: выступы за пределы бортов, смещения внутри кузова и т. д.
Финальный коммерческий осмотр предполагает проверку транспортного средства на наличие повреждений; качества крепления груза на борту; пломбирования отправления; состояния замков и затворов. Бывают случаи, когда грузоотправитель разрешает использование неисправных транспортных средств (например, поврежденных вагонов). На этот счет есть особое постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30, где говорится, что в случае утраты или порчи груза из-за погрузки в ненадлежащий контейнер с разрешения грузоотправителя перевозчик избегает ответственности. Ответственность в таком случае ложится на плечи грузоотправителя, и ущерб придется возмещать именно ему.
При формировании отправления учитывается срок доставки, расстояние, скорость движения, возможные задержки в пути. Задержки могут происходить из-за карантина, таможенного контроля, ветеринарного осмотра и т. д.
Контроль подготовки груза
Подготовку груза к транспортировке контролирует и непосредственный перевозчик, и владелец инфраструктуры. Они проверяют соответствие тары и упаковки стандартам, качество перевозимой продукции, ее соответствие требованиям и техническим условиям.
При транспортировке скоропортящихся продуктов и продовольствия требуется сертификат о качестве груза, подписанный самим отправителем или экспертом по качеству. Сертификат должен быть составлен в день погрузки отправления в контейнер, если отсутствуют другие требования.
Требования к маркировке
Соблюдение правил маркировки – одно из главных условий правильной подготовки груза. Под правила маркировки попадают и грузы, перевозимые в таре, и штучные грузы. Маркирование производится путем нанесения основных, дополнительных, информационных и манипуляционных знаков.
Основные знаки. Содержат сокращенное наименование грузополучателя, наименование пункта назначения, число мест в отправке и расположение груза.
Дополнительные знаки. Включают наименование пункта отправления, указание данных об отправителе, маркировку, наносимую на каждое грузовое место.
Информационные знаки. Содержат техническую информацию о грузе – масса брутто и нетто грузового места в килограммах, габариты перевозимого груза в сантиметрах.
Манипуляционные знаки. Включают изображения, указывающие на правила обращения с грузом. Их нанесение определяется техническими условиями и стандартами. Если нанесение манипуляционных знаков невозможно, пользуются предупреждающими надписями.
Размещение и закрепление груза
Размещение груза внутри контейнера и на транспортном средстве должно исключить возникновение опасных ситуаций для участников движения, а также снизить риск повреждения самого груза:
- объекты должны быть надежно закреплены внутри контейнера;
- узлы и детали груза должны быть достаточно прочными для осуществления крепления. Если места для креплений отсутствуют, груз должен быть ими оборудован;
- при перевозке автотранспорта или специальной техники необходимо соблюдать правила для транспортировки данных объектов;
- при перевозке грузов в мелких фракциях контейнеры не должны иметь больших зазоров, а сам груз должен быть выровнен и утрамбован.
Пломбирование груза
Пломбирование грузов позволяет не только обеспечить их сохранность во время транспортировки, но ускоряет их разгрузку и прохождение таможенного контроля. Пломба ставится на все люки в цистернах, двери в контейнерах. В отдельных случаях может пломбироваться каждая отдельная коробка. На тентованный транспорт пломба ставится только в том случае, если исключается проникновение внутрь кузова.
Пломбы могут быть:
- силовыми – содержат блокирующие устройства, препятствуют перемещению груза;
- индикаторными – изготавливаются из пластика или металла, служат контролем защиты от вскрытия;
- номерными – из бумаги и скотча. Наклеиваются на место стыка стенки контейнера и его двери. При вскрытии тары повреждаются, что может свидетельствовать о попытке взлома;
- индикаторами удара – с фиксацией ударов, падений, переворотов;
- индикаторами температуры – показывающими нарушение температурных режимов.
Пломбирование должно проводиться по окончании погрузки. Каждая пломба должна содержать уникальный номер, указываемый в накладной. Размещать пломбы нужно так, чтобы без их повреждения тару невозможно было вскрыть.
Использование обрешетки
С помощью обрешетки обеспечивается сохранность груза на поддонах. Обрешетка выполняется из досок и деревянных брусков. Существует перечень грузов, которые необходимо перевозить только в жесткой упаковке.
- Мебель, подоконники, двери.
- Хрупкая и дорогостоящая электроника, мобильные телефоны, бытовая техника.
- Изделия из стекла (в том числе, посуда, люстры, зеркала, автомобильные стекла и т. д.).
- Керамические изделия.
- Сантехнические изделия.
- Запасные части для автомобилей.
- Жидкости в пластмассовых емкостях.
- Радиаторы отопления.
- Медикаменты.
- Часы, сувениры.
- Оборудование промышленное, вентиляционное.
- Другие дорогие и хрупкие грузы.
Транспортировка разных типов грузов
Подготовка к транспортировке отличается для разных типов грузов.
Бытовая техника. Относится к хрупким грузам, поэтому требует особого внимания и контроля. Перед упаковкой нужно освободить технику от лишних элементов (например, при перевозке холодильника необходимо вынуть из него стеклянные полки). Предпочтительно перевозить технику в своей таре с использованием пенопласта. Также для разных видов бытового оборудования существуют свои правила перевозки. Например, те же холодильники нужно перевозить только стоя.
Сыпучие грузы. Они должны быть сухими и упакованы в особую тару – мешки, которые плотно завязываются и не имеют внешних повреждений. Содержимое мешков не должно высыпаться. Предпочтительно использовать новые мешки. Необходимо убедиться, что конкретный тип груза не требует специфических условий перевозки.
Мебель. Так же, как и бытовая техника, относится к хрупким грузам. Если это возможно, мебель лучше перевозить в разобранном виде. Каждая деталь мебели упаковывается в гофропленку. Выступающие и декоративные элементы необходимо обернуть стрейч-пленкой.
Оборудование. Необходимо упаковывать в коробки, желательно частично или полностью разобрать. Кабели и шланги лучше перевозить в отдельных коробках. Само оборудование лучше разобрать, если это возможно, и, конечно же, отключить. Необходимо убедиться в отсутствии острых элементов. Коробки укладываются в вертикальные штабели и закрепляются с помощью стрейч-пленки или ремней.
Крупногабаритные грузы. Под них обычно подбирается специальный транспорт. Нужно тщательно упаковать выступающие части, обернув их стрейч-пленкой.
Автозапчасти. При необходимости нужно слить масла и другие горючие жидкости. Острых и выступающих элементов быть не должно, либо они должны быть упакованы в стрейч-пленку.
Ценность перевозимого груза
Приказ МПС России от 18.06.2003 № 40 устанавливает перечень категорий грузов, ценность которых должна быть объявлена отправителем перед транспортировкой. К ценным грузам относятся драгоценные металлы и изделия из них, ценности (музейные и антикварные), предметы искусства, художественные изделия, объекты, используемые для личных нужд и не используемые в коммерческих целях.
Подготовка к транспортировке различных видов пищевой продукции
Алкогольная продукция
Алкогольная продукция принимается к транспортировке только при наличии определенных документов и разрешений. Согласно статье 10.2 ФЗ N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» документация должна удостоверять легальность производства и оборота спиртосодержащей продукции. Из-за особенностей законодательства перевозка алкогольной продукции должна быть соответствующим образом лицензирована. Поэтому многие отправители отпускают такую продукцию только путем самовывоза получателем. Исключение могут составлять парфюмерия, медицинские препараты, бытовая химия и пиво.
Животноводческая продукция
Перевозка продуктов сельскохозяйственной деятельности возможна только при наличии ветеринарных сопроводительных документов. Существует четыре формы ветеринарных свидетельств:
ВСД-1 – перевозка самих животных, а также генетического материала (инкубационных яиц, икры, эмбрионов, яйцеклеток, спермы);
ВСД-2 – мясо и мясные продукты, рыба (в т. ч. живая), молоко и молочные продукты, мясо птиц, яйца, мед;
ВСД-3 – шерсть, шкуры, пух, перо, субпродукты пищевые, продукты пчеловодства, животные корма, предметы коллекционирования, биологические отходы, удобрения животного происхождения;
ВСД-4 – все вышеперечисленные грузы, перевозка которых производится в пределах одного города или района.
Табачная продукция
Табак, табачные изделия, курительные смеси, сигареты, сигары и другие виды данного типа продукции перевозятся при подготовке определенного набора документов:
- товарная накладная ТОРГ-12 или другой сопроводительный документ;
- декларация соответствия на перевозимую партию;
- доверенность на ответственного за выполнение перевозки;
- ксерокопия паспорта лица, представляющего отправителя;
- товарный чек, свидетельствующий о легальном приобретении табачной продукции (если перевозчиком является физическое лицо).
Общие рекомендации при подготовке груза
- Необходимо выбирать качественную упаковку. Скажем, для коробки важно, чтобы она была сухой и прочной.
- Груз прочно и крепко фиксируется внутри коробки, для чего нужно использовать дополнительный упаковочный материал.
- При упаковке груза используется простой принцип: тяжелое кладем вниз, легкое – наверх.
- При несоответствии требованиям наши специалисты помогут с организацией места под транспортировку.