Весовой контроль на дорогах — важный элемент регулирования перевозок, направленный на защиту дорог и обеспечение безопасности движения. В России весь грузовой транспорт должен соответствовать нормативам по габаритам, массе и осевой нагрузке, установленных в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200. Контроль осуществляется на специальных пунктах весогабаритного контроля (ПВГК), которые бывают стационарными, передвижными и автоматическими.
Виды весогабаритного контроля
1. Стационарные пункты
Стационарные ПВГК располагаются на определённых участках дорог. Они оснащены весами, датчиками и средствами фото- и видеофиксации. Процесс измерений контролируется оператором. Транспортные средства останавливаются на специально оборудованной площадке для проведения проверки массы и габаритов.
2. Передвижные пункты
Передвижные пункты находятся в автомобилях-фургонах, оснащённых измерительным оборудованием. Такие пункты могут работать только на специально оборудованных площадках, которые должны быть безопасными для остальных участников дорожного движения. Проверки проводят инспекторы Ространснадзора или операторы пунктов весогабаритного контроля.
3. Автоматические пункты (АПВГК)
Автоматические пункты контроля появились недавно и представляют собой интегрированные в дорожное полотно весы. Проезжая через специальную измерительную рамку, грузовик автоматически взвешивается и проверяется на соответствие нормативам. Водителю не нужно останавливаться, а данные о нарушениях передаются в Ространснадзор для оформления штрафов. В 2023 году в России было более 350 таких пунктов, к концу 2024 года их число достигнет 366.
Как работает автоматический контроль
АПВГК работают на базе комплексных измерительных систем. Они состоят из:
- Весов, которые измеряют общую массу автомобиля и осевую нагрузку.
- Датчиков, определяющих габариты автомобиля.
- Сенсоров, фиксирующих проезд автомобиля через пункт контроля.
- Камер, которые распознают номерные знаки и скорость движения.
- Передатчиков, которые отправляют данные в единый информационный центр для проверки наличия разрешения на перевозку тяжеловесных грузов.
Система определяет фактический вес транспортного средства и сравнивает его с допустимыми нормами. Автоматический весовой контроль позволяет проводить измерения без остановки транспорта, что значительно ускоряет процесс и уменьшает вероятность мошенничества. Современные технологии обеспечивают высокую точность измерений, что важно для защиты дорожных покрытий от повреждений и снижения затрат на их ремонт.
Если грузовик нарушает нормативы, система автоматически формирует акт о нарушении, на основании которого Ространснадзор выносит постановление и штраф.
Штрафы за нарушения
Штраф за весовой контроль в 2024 году может варьироваться в зависимости от степени превышения допустимой массы транспортного средства. Основные параметры штрафов включают процент перегруза, категорию автомобиля и, в некоторых случаях, его маршрут. Нарушители могут столкнуться не только с финансовыми санкциями, но и с запретом на дальнейшее движение до устранения перегруза. Основные категории шртафов:
- Превышение массы до 10% — штрафы не применяются.
- Превышение на 10-20% — штраф для юридического лица составит 250 000 рублей.
- Превышение на 20-50% — штраф достигает 350 000 рублей.
- Превышение более 50% — 400 000 рублей.
Также предусмотрены штрафы для водителей и должностных лиц. Например, водитель может быть оштрафован на 1 000-10 000 рублей или лишён прав на срок до 6 месяцев, в зависимости от степени превышения.
Как обжаловать штрафы
Если водитель считает, что система АПВГК работала некорректно, он может обжаловать штраф. Основанием могут быть:
- Ошибочные данные о габаритах или массе транспортного средства.
- Некорректная работа рамки АПВГК.
- Наличие других измерений, которые показывают соответствие нормативам.
Чтобы обжаловать штраф, необходимо собрать доказательства, такие как транспортная накладная, данные с других пунктов контроля и маршрутные данные. Жалоба подаётся в Ространснадзор или суд.
Заключение
Весовой контроль на дорогах играет ключевую роль в обеспечении безопасности и сохранении дорожной инфраструктуры. Автоматические системы, внедренные в 2024 году, делают процесс проверки более быстрым, точным и прозрачным, минимизируя человеческий фактор. Это способствует снижению аварийности, уменьшению износа дорожного покрытия и мостов, а также экономии на их ремонте. В результате повышается эффективность транспортной логистики, снижаются административные расходы, и улучшается работа контрольных органов. Таким образом, автоматический весовой контроль является важным элементом современной транспортной системы, обеспечивающим безопасность и экономическую стабильность.