Запрет на передвижение польских фур по России: последствия для экономики
О компании
О нас
Галерея
Статьи
05.06.2023

Запрет на передвижение польских фур по России может ударить по экономике

Предложение Госдумы может снизить ввоз запчастей и автомобилей в РФ и проезд грузовиков из Польши по стране.

Депутаты Госдумы единогласно выдвинули предложение к Правительству о запрете на въезд польских грузовиков в Россию дальше первого таможенного поста, а также заправляться по российским ценам. Это было ответом на санкции в сторону транспортных компаний из РФ. Autonews.ru считает, что такое решение может нарушить логистику через Среднюю Азию и поставки автомобилей в Беларусь.

Важное уточнение: запрещено передвижение, но не въезд

При въезде на территорию РФ автомобилям с польскими номерами разрешено двигаться до ближайшего таможенного поста, после чего должна произойти перегрузка на российскую фуру.

Отдельный запрет направлен на возможность заправляться на территории РФ. Это связано с более дешевым дизельным топливом на российских заправках в сравнении с Польшей. При этом полностью запрещать продажу не планируют, но хотят приравнять стоимость к европейской.

Как запрет ударит по белорусским компаниям

По заявлению спикера Госдумы, потери польского бизнеса составят €8,5 млрд, что приведет к банкротству двух тысяч компаний. Но, по мнению Autonews.ru, в первую очередь сложности возникнут у белорусов. После первых санкций в отношении отечественных автоперевозчиков в Польше начали массово появляться компании с деньгами из Беларуси. Только за 2022 год таких компаний с лицензиями на грузоперевозки оказалось свыше 10 тысяч, что в 2,5 раза больше, чем в 2021 году. Это позволяло белорусским перевозчикам обходит запреты на работу в ЕС, формально являясь сотрудниками польских ТК. Свидетельств водителя в 2022 году в Польше было выдано более 36 500. Белорусские бизнесмены таким образом смогли наладить регулярные поставки из Европы.

Под угрозу может попасть экспорт автомобилей и автозапчастей

Это одни из главных товаров, перевозимых из Польши белорусскими компаниями. При этом использовались сложные схемы поставок, когда формально грузы отправлялись в Среднюю Азию или Азербайджан, но обычно реэкспортировались в Россию или вовсе доставлялись до конечного пункта формально, не покидая территорию РФ. Это также является санкционным запретом, поэтому источники информации просили не раскрывать себя, переживая за бизнес. Такой вариант поставок сейчас один из ключевых в рамках параллельного импорта, наряду с поставками из Азии – через Китай, Иран или Турцию.

Под угрозу может попасть и китайское направление

Одновременно с этим, часть грузов действительно поставляется в Среднюю Азию, а не остается в России, и в этом кроется еще одна проблема. В случае запрета придется задействовать Казахстан в качестве предоставляющей услугу грузоперевозок стороны. Но в ответ Казахстан может, к примеру, отказать в автоперевозках из Китая в РФ.

Кто может выиграть в случае запрета

Преимущество могут получить дальнобойщики из Польши. Литва использует похожую модель перевозок, и в случае санкций конкурентов из Польши, она окажется в выигрыше.

Идея с перегрузкой товара при пересечении границы кажется экспертам нереальной. Это связано с отдельными грузами, которые невозможно ни перегрузить, ни перецепить к другой фуре. К таким грузам относятся крупногабариты или скоропортящиеся товары. Выгоднее будет действительно сменить ТК из Польши на ТК из стран Балтии, которые смогут довезти груз до конечного пункта. Впрочем, Беларусь может найти выход в перегрузке на своей территории перед въездом в РФ, а транспортировать грузы из Польши продолжит по прежней схеме.

Резюмируя, можно сказать, что это обращение пока не имеет никакой юридической силы, и нужно дождаться решения кабинета министров. Со стороны Autonews.ru было направлено несколько запросов, в которых приводились факты, приведенные в статье.